Особенности организации развивающей предметно-
пространственной среды в группах раннего возраста
Воспитатель МАДОУ «ДС №17 г. Челябинска»
Камшилова Ирина Владимировна
Детский сад - это второй дом для детей и
педагогов, а свой дом всегда хочется украсить сделать уютным и оригинальным. Создавая развивающую
предметно-пространственную среду, мы учитывали требования ФГОС
ДО.
В нашей группе руками воспитателей и
родителей созданы разнообразные варианты дидактических пособий, что делает их
полезными для всестороннего развития детей.
Пространство группы организовано
в виде разграниченных развивающих центров,
оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для
творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны
детям.
Оснащение центров меняется в соответствии
с тематическим планированием образовательного процесса.
Центр сенсорного
развития представлен сенсорной
стеной "Фруктовый сад", которая служит не только
как игровое поле, но и является оригинальным оформлением - интерьером группы
"Бусинки". Ценностью данного пособия является большая площадь
используемой поверхности, что позволяет работать нескольким детям одновременно.
Главное, оно безопасное для малышей, не занимает место в группе и имеет
свободный доступ. Это дает детям работать самостоятельно, а воспитателю увидеть
успехи каждого ребенка. Также способствует развитию у малышей сенсорной
активности, усвоению сенсорных эталонов, развитию движений, мелкой моторики
рук, речи.
В сенсорном уголке размещен настольный пальчиковый театр, лепбуки,
эти виды деятельности играют не маловажную роль в развитии у детей мелкой
моторики и знакомству с окружающей средой.
В центре речевой деятельности расположена многофункциональная ширма.
Цель данного пособия – развитие
познавательных интересов и способностей, интеллектуальное развитие на основе
практических действий с сенсорными эталонами.
Данная ширма двусторонняя - это обучающий
инструмент со скрытыми интересными элементами, позволяющие решать множество
задач.
Многофункциональность данной ширмы дает
возможность в раннем возрасте избежать перегрузок детей и удерживать их
внимание длительное время. Различные части ширмы обучают выделять цвет, форму,
величину, находить лишнее, обобщать и классифицировать.
Дети пристегивают кнопки, пуговицы, плетут косички, прикрепляют на
«липучку», застегивают молнию. Играя с ширмой, дети не только тренируют свои
пальчики, но и узнают много нового, получают первоначальные знания. С помощью
ширмы можно рассказать сказку, составить рассказ, отгадывать загадки.
Ширма разделена на 3 секции, на тканой
основе, каждая секция имеет свою особенность:
1.
На первой секции изображено дерево из ткани,
рядом с деревом расположена корзина, в корзине яблоки. Яблоки с разным
наполнением (камушки, бусины, целлофан и др.) – на развитие сенсорного
восприятия. Также на ширме расположена божья коровка, в которой находятся маленькие
божьи коровки, для расположения их на траве возле дерева;
2.
Вторая секция ширмы содержит проезжую часть для
паровозов. Паровозы разных цветов расположены с гаражах своего цвета. Проезжая
часть («липучка») с движущейся частью. Так же здесь расположен светофор со съемными
сигналами. И съемные самолет, облако и солнце, сделанные из различного
материала, для развития тактильных ощущений;
3.
В третьей секции ширмы расположено изображение
леса, где присутствуют съемные звери с различным наполнением. Солнце с нитками
для плетения косичек. Бусины, перемещающиеся по нитке.
Другие
три полотна содержат иллюстрации к 3 сказкам:
1.
«Колобок» (герои и атрибуты сделаны из бумажных
картинок на мягкой основе)»
2.
«Теремок» (Теремка с глубокими кормашками, в
которых удобно хранить героев сказки, герои сказки сшиты из фетра);
3.
«Утенок и цыпленок» (декорации сделаны из ткани
и из вязаных элементов, герои вязанные).
Ширма может служить уголком уединения. Уголок уединения служит для
снятия эмоционального напряжения, удовлетворять потребность в желании побыть
одному.
В центре игровой деятельности присутствует много игр сделанных педагогами и родителями из бросового материала.
Исходя из практики,
использование на занятиях самых простых предметов, гораздо эффективнее, нежели
компьютерные игры. Помочь развитию малыша могут не только красивые пособия из
дорогого магазина, но и самые обычные, примитивные на первый взгляд вещи. Можно
использовать пуговицы различных цветов и размеров, разноцветные камни, трубочки
из-под сока различной длины, колпачки от фломастеров, шишки, счетные палочки,
ракушки, пластмассовые разноцветные крышечки, наборы шнурков, которые
способствуют развитию сенсорных эталонов, зрительного восприятия.
Все игры находиться в
доступности и дети в любой момент могут все достать и использовать в игре. К
играм из бросового подручного материала дети проявляют огромный интерес, такой
материал позволяет придумать массу занимательных дидактических игр и упражнений,
которые мы разработали и успешно применяем в работе с детьми: «Бабочка»,
«Проезжая часть», «Полянка», «Цветовод» и др.
В центре познавательно-исследовательской деятельности расположены бизиборды
сделанные педагогами и родителями.
Практика показывает, что бизиборды являются нужными предметами.
С такой доской ребенок не только будет некоторое время занят, но и значительно пополнит свой багаж знаний, основной
функцией бизиборда является развитие логики, мелкой моторики и познание природы
вещей.
Используя бизиборды, дети с удовольствием
занимаются щеколдами, задвижками, замками, бусинами, выключателями. Все это
повышает заинтересованность малышей и мотивирует их на занимательную
деятельность у «волшебной» доски.
Также здесь расположены разнообразные макеты (зоопарка, деревенский дворик,
лес (4 сезона) и др., которые изготовлены своими руками.
Макеты переносные, что является удобным
пособием, поскольку дети могут играть им в любом месте группы.
Наглядное восприятие это лучший способ для
того, что бы донести до ребенка нужную информацию. Макет служит как объектом,
так и средством деятельности ребенка, так и представляет возможность
формировать познавательный интерес, эстетически чувства и творческие
способности.
Правильно организованная
развивающая предметно-пространственная среда позволяет каждому
малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться
взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства
и поступки. А ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий