МЫ РАДЫ ПРИВЕТСТВОВАТЬ ВСЕХ НА СТРАНИЦАХ НАШЕГО БЛОГА!

"РППС"

  Особенности организации развивающей предметно- пространственной среды в группах раннего возраста

Воспитатель МАДОУ «ДС №17 г. Челябинска»

Камшилова Ирина Владимировна

Детский сад - это второй дом для детей и педагогов, а свой дом всегда хочется украсить сделать уютным и оригинальным. Создавая развивающую предметно-пространственную среду, мы учитывали требования ФГОС ДО.

В нашей группе руками воспитателей и родителей созданы разнообразные варианты дидактических пособий, что делает их полезными для всестороннего развития детей.

Пространство группы организовано в виде разграниченных развивающих центров, оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям.

Оснащение центров меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

Центр сенсорного развития представлен сенсорной стеной "Фруктовый сад", которая служит не только как игровое поле, но и является оригинальным оформлением - интерьером группы "Бусинки". Ценностью данного пособия является большая площадь используемой поверхности, что позволяет работать нескольким детям одновременно. Главное, оно безопасное для малышей, не занимает место в группе и имеет свободный доступ. Это дает детям работать самостоятельно, а воспитателю увидеть успехи каждого ребенка. Также способствует развитию у малышей сенсорной активности, усвоению сенсорных эталонов, развитию движений, мелкой моторики рук, речи.

В сенсорном уголке размещен настольный пальчиковый театр, лепбуки, эти виды деятельности играют не маловажную роль в развитии у детей мелкой моторики и знакомству с окружающей средой.

В центре речевой деятельности расположена многофункциональная ширма.

Цель данного пособия – развитие познавательных интересов и способностей, интеллектуальное развитие на основе практических действий с сенсорными эталонами.

Данная ширма двусторонняя - это обучающий инструмент со скрытыми интересными элементами, позволяющие решать множество задач.

Многофункциональность данной ширмы дает возможность в раннем возрасте избежать перегрузок детей и удерживать их внимание длительное время. Различные части ширмы обучают выделять цвет, форму, величину, находить лишнее, обобщать и классифицировать.

Дети пристегивают кнопки,  пуговицы, плетут косички, прикрепляют на «липучку», застегивают молнию. Играя с ширмой, дети не только тренируют свои пальчики, но и узнают много нового, получают первоначальные знания. С помощью ширмы можно рассказать сказку, составить рассказ, отгадывать загадки.

Ширма разделена на 3 секции, на тканой основе, каждая секция имеет свою особенность:

1.                На первой секции изображено дерево из ткани, рядом с деревом расположена корзина, в корзине яблоки. Яблоки с разным наполнением (камушки, бусины, целлофан и др.) – на развитие сенсорного восприятия. Также на ширме расположена божья коровка, в которой находятся маленькие божьи коровки, для расположения их на траве возле дерева;

2.                Вторая секция ширмы содержит проезжую часть для паровозов. Паровозы разных цветов расположены с гаражах своего цвета. Проезжая часть («липучка») с движущейся частью. Так же здесь расположен светофор со съемными сигналами. И съемные самолет, облако и солнце, сделанные из различного материала, для развития тактильных ощущений;

3.                В третьей секции ширмы расположено изображение леса, где присутствуют съемные звери с различным наполнением. Солнце с нитками для плетения косичек. Бусины, перемещающиеся по нитке.

Другие три полотна содержат иллюстрации к 3 сказкам:

1.                «Колобок» (герои и атрибуты сделаны из бумажных картинок на мягкой основе)»

2.                «Теремок» (Теремка с глубокими кормашками, в которых удобно хранить героев сказки, герои сказки сшиты из фетра);

3.                «Утенок и цыпленок» (декорации сделаны из ткани и из вязаных элементов, герои вязанные).

Ширма может служить уголком уединения. Уголок уединения служит для снятия эмоционального напряжения, удовлетворять потребность в желании побыть одному.

В центре игровой деятельности присутствует много игр сделанных педагогами  и родителями из бросового материала.

Исходя из практики, использование на занятиях самых простых предметов, гораздо эффективнее, нежели компьютерные игры. Помочь развитию малыша могут не только красивые пособия из дорогого магазина, но и самые обычные, примитивные на первый взгляд вещи. Можно использовать пуговицы различных цветов и размеров, разноцветные камни, трубочки из-под сока различной длины, колпачки от фломастеров, шишки, счетные палочки, ракушки, пластмассовые разноцветные крышечки, наборы шнурков, которые способствуют развитию сенсорных эталонов, зрительного восприятия.

Все игры находиться в доступности и дети в любой момент могут все достать и использовать в игре. К играм из бросового подручного материала дети проявляют огромный интерес, такой материал позволяет придумать массу занимательных дидактических игр и упражнений, которые мы разработали и успешно применяем в работе с детьми: «Бабочка», «Проезжая часть», «Полянка», «Цветовод» и др.

В центре познавательно-исследовательской деятельности расположены бизиборды сделанные педагогами и родителями.

Практика показывает, что бизиборды являются нужными предметами. С такой доской ребенок не только будет некоторое время занят,  но и значительно пополнит свой багаж знаний, основной функцией бизиборда является развитие логики, мелкой моторики и познание природы вещей.

 Используя бизиборды, дети с удовольствием занимаются щеколдами, задвижками, замками, бусинами, выключателями. Все это повышает заинтересованность малышей и мотивирует их на занимательную деятельность у «волшебной» доски.

Также здесь расположены разнообразные макеты (зоопарка, деревенский дворик, лес (4 сезона) и др., которые изготовлены своими руками.

Макеты переносные, что является удобным пособием, поскольку дети могут играть им в любом месте группы.

Наглядное восприятие это лучший способ для того, что бы донести до ребенка нужную информацию. Макет служит как объектом, так и средством деятельности ребенка, так и представляет возможность формировать познавательный интерес, эстетически чувства и творческие способности.

Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки. А ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.






Комментариев нет:

Отправить комментарий